Версия сайта для слабовидящих

 

      Победы в спорте 80-летию Краснодарского края

 

Опытно-экспериментальная образовательная площадка для инновационных технологий

 

Опытно-экспериментальная  образовательная  площадка для  разработки и внедрения инновационных технологий  в  учебно – тренировочный процесс

(директор - засл. тренер РФ А.И.Плотников)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ  ПО РАЗРАБОТКЕ И  ВНЕДРЕНИЮ  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 В УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС

 

Организация педагогического процессе в  современных СОШ,  спортивных  школах, в  детских учреждениях дополнительного образования настоятельно требует внедрения  инновационных технологий, применения новейших достижений педагогики, психологии, медицины  для  своевременного и целенаправленного подбора новейших методов, средств обучения, коррекции и восстановления в организацию учебно-тренирвочного процесса.

По инициативе директора  СДЮСШ № 1  на протяжении 4 лет осуществляется  совместная деятельность тренеров  данной спортивной школы  с  сотрудниками  научно- исследовательского института  (НИИ) КГУФКСТ по  внедрению инновационных технологий в организацию, проведение учебно- тренировочных занятий, соревновательную деятельность, восстановительных мероприятий 

В настоящее время  совместная работа тренеров   и сотрудников  лаборатории НИИ «Научно-методическое обеспечение подготовки олимпийского резерва» (зав. профессор А.В. Плешкань ) осуществляется по трем направлениям  (блокам):

1. Информационно-аналитический:

- Изучение информационных технологий: а) педагогического, б) психологического, в) медико-биологического направления.

- Разработка информационной документации.

2. Научно-методический:

- Анализ научной и методической литературы.

- Написание статей, методических разработок.

- Написание учебных пособий.

- Подготовка докладов, устных сообщений.

- Участие в конференциях, семинарах, НМО.

3. Практический:

- Освоение современных техник.

- Освоение инновационных технологий.

- Участие в эксперименте, обследования.

- Участие в тестировании.

- Проведение восстановительных мероприятий.

- Проведение коррекционных сеансов.

На протяжении  4 лет выполнен большой объем  комплексных  врачебно- педагогических обследований  на основе АПК (аппаратно- программных комплексов), обследовано более 400 спортсменов, которые тестировались многократно в условиях тренировочных занятий и  соревновательной деятельности. Тренерами издано 24 научных статей, 4 –научно - методических разработок, 2 учебно – методических пособия. В 2010 -2011 г.г. сотрудниками лаборатории и тренерами Беспаловым Д.П., Захаровой Л.А., Комяковым Ю.А., Колесник О.Н. ,Москалевой Е.В.. Падалка В.А., Плотниковым А.И., Серебрякой Е.В., Шмаковой Т.В., Яицкой Е.Н. проводился  педагогический эксперимент по разработке методики   «Влияние аутогенной, ментальной  тренировки и адресной цветопсихосоматики (ЦПС) на  специально-физическую, психологогическую и  функциональную виды подготовок.

Систематически  проводимая научно- экспериментальная и  методическая работа способствовала значительным  спортивным результатам спортсменам таких тренеров, как Захарова Л.А. и Плотников А.И – АКД и двойной мини- трамп.. Женская парная акробатика  - тренеры Шмакова Т.В. и  Комяков Ю.А., Яицкая Е.Н.,  мужская и  смешанная парная акробатика и четверки  – тренеры  Колесник О.Н., Комякова Ю.А. Беспалова Д.П. Их воспитанники  становились неоднократными чемпионами Края, России, Европы и Мира.
 

Раздел 1 

ВНЕДРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В  УТП

 

Организация педагогического  контроля  в СДЮСШ № 1 в настоящее время проводится на основе применения общепринятых, так и  инновационных техник. При проведении  учебно- тренировочных занятий  тренеры применяют такие  методы и техники гуманистической  педагогики и  психологии, как:

- Проведение УТЗ на  основе «сюжетно- ролевого сценария»  с 5-ти блочной основой: информационный, подготовитильный, образовательный,  заключительный и итоговый блоки.

- Фасцинации  (применение новейших педагогической интриги, приемов очарованияит.д.).

- Синкритичности ( совместная деятельность тренера, спортсмена, родителей).

- ДКСО- демократический способ коллестивного обучения.

-ОДТ- ординаро демократическая тренировка, где 85% времени  занятия порводят  подготовленные спортсмены.

   Современные педагогические  технологии, которые так же рекомендуются для  организации УТП:

1. Модульно-блочная форма обучения двигательным действиям с основами алгоритмизации. Весь образовательный процесс можно построить из определенного набора  модулей и  его элементов. Технология модульного обучения  предполагает структурную организацию  и реализацию  программного материала,  (т.е. комплексное обучение нескольким, сходным по  форме элементам  по нарастающей сложности с применением  тренажеров, тренажерных приспособлений   наша  вариативность).  Например, обучение технике прыжков, пируэтов и т.д.

2. Использование рейтинг – листов  контроля на  контрольных тренировках, соревнованиях по видам подготовки;

3. Тестирование физических качеств  на основе АПК и инновационных техник:

- «стабилан  -01»- изучение статической и динамической устойчивости;

- видеоанализ в  трехмерном измерении;

- миомонитор   ( миограф) – определение биомеханических характеристик.

 

Раздел 2

ОРГАНИЗАЦИЯ  КОМПЛЕКСНОГО ВРАЧЕБНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  КОНТРОЛЯ  В СДЮСШ № 1 В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ПРОВОДИТСЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  И  МЕДИКО- БИОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНИК

 

Обследований, экспериментального тестирования спортсменов в СДЮСШ №1  проводится  в лабораторных условиях,  на учебно - тренировочных занятиях  и непосредственно в период соревновательной деятельности. Сотрудники лаборатории НМППОР  НИИ  и тренеры применяют такие  методы и техники:

Психологитческие:

- Психотест: для изучения  устойчивости и типа ЦНС, определения   и снятия нервного напряжения;

-  Компьютерная программа «Стресс - Метр»(пупиллометрия);

Программа « Стресс  Метр» (пупиллометрия) позволяют    по результатам  зрачкового рефлекса – пупиллографии, определить оперативное и текущее физическое и   психическое  состояние  спортсмена, характеризовать  эмоциональную сферу, элементы темперамента, психофизические особенности, эмпатию и др. На  основе данных тестирования:

а. Создаются:

  - психофункциональный  портрет;

  - характеристика особенностей мышления,  восприятия,  речи.

б. Определяются:

  - социальная активность;

  - психофункциональное  состояние на момент обследования;

     - поведение в  критической ситуации;

     - мобилизационные способности;

     - базовые  предпосылки;

     - способности  к выполнению   функций  наставника.

   в. Выдаются рекомендации:

     - по  сфере деятельности;

     - по характеру работы;

     - психоэмоциональному  состоянию.

- АПК  РОФЭС – регистрация оценки функционального и эмоционального состояния.

РОФЭС – диагностика. На основе  АПК   «РОФЭС» (регистрация  оценки функционального и  эмоционального состояния) определяется   функциональное состояние органов и систем  для  получения признаков клинических диагнозов;параллельно с соматическими данными составляется   психоэмоциональный портрет личности и психологические характеристики, такие, как:

Вегето-эмоциональный тонус дает психологическую характеристику, как показатель трофотропного или  эрготропного  тонуса (потребность в  получении или  отдаче энергии);

  • Адаптационный потенциал характеризуют  степень гармоничности структур человека, баланс  его внутренних состояний - физиологического и  психического,  степень готовности выполнения жизнедеятельных функций.
  • Функциональное состояние; Уровень функционального оценивает  уровень состояния компенсаторных сил организма, состояния (ФС) и адаптационный  показатель (АП).

В РОФЭС - диагностике заложены три методики измерения:

- Корпоральная методика- традиционная, по 12-ти главным меридианам;

- Су Джок методика -проекционная методика на кистях рук;

- Вертебрология - методика диагностики по проекционным зонам над остистыми отростками позвоночника. Время измерения 3-5 минут.

Модуль Коррекция. По результатам диагностики осуществляется коррекции состояния меридиональной системы по алгоритму, автоматически рассчитанному программой.Вся коррекция – дозированного воздействия, осуществляется с компьютерным контролем через обратную биологическую связь на диагностический результат состояния пациента. При достижении нормы, воздействие автоматически прекращается.

Модуль Цветотерапия. Релаксационный модуль зрительного восприятия с обратной связью на состояние энергетического конституции организма человека. Применение модуля «Адресная цветотерапия» в сочетании с другими процедурами оказывает оперативный положительный эффект при таких заболеваниях как гастрит, дуоденит, нейродермит, артроз,  инсульт и др.

Модуль подбор и тестирование препаратов. Тестирование на совместимость организма человека с БАД (биологически активными добавками), с аллопатическими и гомеопатическими препаратами. По окончании тестирования и подбора выдается цветовая и текстовая оценка совместимости препарата (продукта) с состоянием меридиональной структуры пациента.

                            

 

              

«Метод ГРВ – биоэлектрография»:   осуществляется. На   АПК «ГРВ – компакт» или  «Квантум – ПРО» - производится регистрация  свечения  10 пальцев рук при стимуляции их  электромагнитным  полем с  усилением в  газовом разряде. Анализируя характер  свечения можно судить о функциональном,   об энергетическом  состоянии  организма  спортсмена в конкретный момент. На  основе компьютерной  обработки, основанной на современных математических методах и  концепциях, получаем  заключение для дальнейшего анализа и  экспертных оценок.

Программа «Спорт - рейтинг»: дает срочную информацию о физиологическом и психическом энергодефиците, показателях:

- спортивно-важных качеств спортсмена (их 5): активность, целеустремленность, уверенность в себе, стресс–устойчивость, психическая саморегуляция.

- донозологических изменениях (их 5): интроспекция т.е. «углубление в собственные мысли», неразрешимые сновидения (подсознательный уровень), немотивированная тревожность, снижение спортивной работоспособности, вспыльчивость, раздражительность.

- дизаптационных состояниях (их 5): тревожно–ипохондрическое состояние, т.е. депрессивное психическое расстройство с навязчивым и сверхценными опасениями за здоровье; стремление к одиночеству, т.е. психоэмоциональное состояние, характеризующее состояние депрессии, эндогенные без видимых причин, так и реактивные (реакция на психотравмирующие факторы); энергодефицитные состояния, свидетельствуют о недостаточном энергообеспечении, функциональной активности организма.

  

 

Олимпийский резерв – юные батутисты Кубани СДЮСШ 1